Организация инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации, от 29.12.2012 года № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации», приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основам общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования», уставом Учреждения созданы условия (частично) для образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, для их сопровождения и осуществления индивидуального подхода созданы психолого-педагогические и материально-технические условия для комфортного обучения, ухода и присмотра.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ч. 16 ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

В МБДОУ  «Детский сад  № 13 «Росинка» п.Кировское» представлены равные условия для получения качественного дошкольного образования и обеспечены равные права детям, имеющим разные стартовые возможности.

Прием ребенка с ОВЗ на обучение осуществляется образовательной организацией при наличии соответствующих материально-технических, информационных и кадровых ресурсов, с согласия родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ и по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (ФЗ № 273-ФЗ ст. 44 ч. 3 п. 1).

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся должны быть проинформированы о целях и формах организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся в образовательном  процессе, являющимся необходимым условием реализации образовательной программы в образовательной организации.

Психолого-педагогическая помощь оказывается обучающимся на основании заявления или согласия  в письменной форме родителей (законных представителей).

Положение об организации работы ПМПк

Безбарьерная среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Одной из важных задач  является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.

В ДОУ программа «Доступная среда»  вступила в реализацию с  2016 году. В целях обеспечения специальных условий образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ в МБДОУ частично создана безбарьерная среда, которая учитывает потребности детей. Учитывая все категории детей-инвалидов и детей с ОВЗ, которые могут быть зачислены в контингент обучающихся, в настоящее время  идет процесс укомплектования необходимым инвентарем, обучающими и развивающими пособиями, играми.

  • разработана программа доступности
  • отремонтирован покрытие пешеходного пути на территории (частично, 2018г.)
  • установлена кнопка вызова с табличкой со знаком “Инвалид” (2016г.)
  • оказание ситуационной помощи сотрудниками учреждения (постоянно)
  • определение входа для инвалидов
  • приобретен физкультурный инвентарь для ходьбы и укрепления мышц стопы, голеностопного сустава и др.
  • разработана версия официального сайта МБДОУ для слабовидящих

В воспитательно-образовательном процессе, организации питания, физкультурно-оздоровительной деятельности учитываются индивидуальные особенности, в т.ч. здоровья, каждого ребенка.

Создана психолого-медико педагогическая комиссия (ПМПК), введена штатная единица педагога-психолога, коррекционная часть основной общеобразовательной программы. Заключен с ГБУЗ РК “Кировская ЦРБ” Договор на медицинское обслуживание обучающихся. Другие специалисты могут привлекаться на договорной основе с другими организациями. В ДОУ частично имеются условия для инклюзивного образования, предполагающие образование детей с ОВЗ, детей-инвалидов совместно с воспитанниками, не имеющими таких ограничений, в одной группе общеразвивающей направленности.

Доступная среда для детей-инвалидов частично соответствует  требованиям Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 9.11.15 № 1309, что обусловлено недостаточностью финансовых и кадровых условий Образовательной организации и требует доработки.

Паспорт доступности